Седьмое сентября

 

Постоянное прикосновение к Истине рождает непрерывность сознания. Спишь ли ты, ешь, копаешь землю или предаешься удовольствиям, вечное самосущее "Я" живет в тебе в блаженной субъективности собственного бытия. Исчезают прошлое и будущее,  существует только настоящее, эзо-терическое, "здесь и сейчас". И, оглядываясь назад, пока ты имеешь такое право, ты видишь неожиданно не непрерывную последовательность своей жизни, но линию из точек, ряд дискретных существований собственного тела, состоящих из редких сцеплений субъективных психических и ментальных переживаний и объективных ощущений тела.

Что это было? Все, что угодно: закат над степью, ощущение трансцендентности собственной комнаты, мгновения редкого единства духа и тела в минуты опасности, любви или творчества,  минуты общения с друзьями, мощная струя интуиции в несознаваемой правильности своих  сиюминутных действий. Это - маленькие озарения, "дзэн", чувства полноты и гармонии, ананда, единство сознающего "я" и живущего вокруг него мира. За их пределами - лишь бессилие субъективного духа, блаженного, бесконечного, и - не оставляющего следов, и бесконечно бессмысленное бурление материи, пузыри на тонкой поверхности живущих, истинно живущих миров, майя, иллюзия, пена. За их пределами - пустота.

Только очень богатое, упорное воображение может усмотреть причинность в этой дискретной цепи. Это разные, не-связанные существования, и, осознав это, ты понимаешь, что жизнь разделилась на множество законченных и полных точек бытия, за пределами которых ты никому ничего не обязан. Где же теперь страдание и - сражение? Что с того, что эта последовательность не непрерывна, если непрерывно сознание,  если смятение духа субъективно и не обладает полнотой,  если  майя и страдание неполны, то есть не существуют? Что мешает нам вечно искать эту ананду,  и предаваться ей, забыв о промежутках пустоты, от которых не остается даже памяти ?

"Отвратительная дешевизна страдания в том,  что его переживают." Переживаемое страдание  суть страдание тела, то есть пустота. А бесконечное сознание имеет опорой лишь точки ананды,  места соединения духа и тела, блаженные миры. Оторвите сознание от этих миров, оградите его жестким "нет!", сообщите ему, что все, приносившее ему радость и наслаждение, - общение с мирами, друзьями, любимыми - распалось, умерло навсегда, и вы получите вечное страдание бесконечного духа над бездонной пустотой. Коммуникации, нашему высшему "я", нужны объекты, бесконечное число миров общения и блаженства, и тогда вечное страдание, таящееся в промежутках пустоты, исчезнет окончательно. Эта бесконечность - пропуск в миры неведомой радости, врата открытые для победивших вторую смерть.

Но разве  радость чисто субъективного существования не выше или не устойчивее ананды единства? Нельзя ли просто субъективно ощущать, в постоянной готовности уступить вторжению тех, кто захочет использовать твои ощущения и твое блаженство? Ведь для непрерывного сознания никакая уступка не будет тяжелой, всегда останется что-то еще? И, если требуется жертвовать, то почему бы не жертвовать до бесконечности ?

Но бесконечное и бесследное не принесешь в жертву собственному блаженству. Дух не может - таким способом - жертвовать себе самим собой: это бессмысленно, ибо рождает страдание  приносимого в жертву. Поэтому жертвовать субъективному можно только мирами, теми конкретными оазисами полного бытия, которых вовсе не бесконечно много. И, пользуясь ими, ты увидишь, что наступит момент, когда жертвовать станет нечем. Твой бессмертный дух растеряет все качества, все таланты,  связанные с мирами, он не умрет, но опустится ниже миров, в промежутки пустоты, сливающиеся в единую пустыню. Он станет бесконечным духом над бездонной пустотой, и получит то, чего стремился избежать всеми силами психического существа - вечное страдание. И, если не придет Некто, дающий ему новый шанс и новые миры, то страдание станет вечным реально.

Но на случайное спасение нельзя рассчитывать, как нельзя верить, что ты не сожжешь в огне субъективного наслаждения, не принесешь в жертву пожирающей пустыне и эти, из милосердия данные миры. Это и будет смерть вторая, воистину вечная и бездонная смерть.

Итак, наслаждение непрерывного сознания в любом случае не может быть вечным, по крайней мере, пока. И только тогда, когда дискретное станет непрерывным, когда число миров умножится почти до бесконечности,  станет возможен переход, скачок, преодоление.

Почему "почти"  бесконечность, да и можно ли прийти по каменной лестнице к Небу? Но - мы родились в уже созданных мирах, и сами эти миры возникли однажды (случайно ?..) из пустоты, быть может, в меньшем количестве. И, если можно родиться из пустоты, "снизу", непознаваемо, уникально, исключительно, хотя бы раз за бесконечное число лет, то можно и преодолеть пропасть материального бытия "сверху", разорвать узы обязательной смерти - это чистая и безупречная философия. Из нее и выводит непрерывное сознание необходимость сотворения миров, как и глубокую инстинктивную потребность в творчестве каждого психического человеческого существа.

(На самом деле, миры не "рождаются случайно" из пустоты, но творятся Сознанием. Только  Сознание может возникнуть "уникально и исключительно",  и не  из пустоты,  но над ней.  Именно это Сознание, этот Дух над бездонной тьмой, в силу своих собственных внутренних причин,  творит миры, творит их простым делением себя. Одна из частей Сознания облекается в пустоту и погружается в нее, совершая фактически акт жертвы и становясь материей, то есть мирами. Вторая часть Сознания остается над мираминад пустотой),  но обе они сохраняют качественное родство. Поэтому и можно говорить о случайном рождении миров, а не Сознания, ибо, за исключением оболочки - пустоты, миры и Сознание равны. По той же причине могущество Сознания прямо связано с количеством материальных миров. А не творить миры Сознание не может, - или не хочет.)

Умножение индивидуальных качеств и миров, - ради собственного будущего и, потенциально, бесконечного наслаждения, возделывание окружающей бесплодной и всепожирающей пустыни,  вместе со всеми обитателями своих оазисов, - вот  смысл и цель для субъективного сознания. Но творить, умножать миры сознание может, лишь добровольно ограничивая себя, уничтожая часть  своей субъективности, точнее - переводя ее в объективность, в материю. Это ограничение непрерывного сознания мучительно для духа, и сила мучений прямо связана с количеством конкретных уровней полного бытия данного существа. Иначе: чем озареннее, чем выше на лестнице Бытия существо вселенной, чем ближе его реальная полнота к полноте абсолютной, тем мрачнее для  него переход от блаженно-золотого к нейтрально серому. Ему хочется переживать и общаться, а вовсе не делать убогие земные дела. Страдания усугубляются тем, что, если и приходится общаться, то как раз с теми участками агрессивной пустоты, стремящимися принести тебя в жертву себе, которые нужно возделывать и готовить к возделыванию.

На этом пути ты можешь вступать в схватки, уставать и отрекаться, и даже временно сдаваться в плен, но, в конечном итоге, все решает упорство в утверждении своих законов, сила созидающего духа. Это война без правил на ничейной территории, и потому такая жертва особенно болезненна.

Теперь ты видишь, что все окружающее, все, что достается человеку - через коммуникацию,  от мира и людей - не его, но лишь служебное - это одежда, жилье, богатство, положение, общение. Ты живешь в чужом оазисе, а твой шанс - расширить его, отвоевать у пустыни свой уголок. Ты должен быть творцом.

Но у тебя есть и свой собственный, изначально предназначенный оазис - твое тело. И, если возможно создать величественные картины ума и души, отразить их в звуке и цвете, но не воплотить - по причине бессилия - на Земле, то это всего лишь дар благодарности Поселившему тебя здесь. Он годен для будущего, и ты можешь стать одним из его воплотителей. Твоя же личная победа только в одном: совершенство тела. Обрати мысль свою на тело, стремись сделать его  бессмертным, и тогда ты честно отвоюешь у пустыни собственный оазис. Принеси в жертву свою духовную раскрепощенность, свою безмерность, переполняющую тебя нирвану - с любовью и терпением займись телом и миром - не ради готовых плодов, но ради конечной победы.

Но помни! Ты берешь непосильную ношу, ты подставляешь плечо Вселенной, ты предлагаешь силу Сильному. И, когда тебя оставит трезвость духа и чувства, появятся  безразличие и безмерная усталость, - знай, что ты идешь по территории Смерти, и ты близок к победе. Не оглядывайся! - иди отчаянно и безнадежно, ползи из последних сил. Принеси в жертву все, что считал своим, отдай идеалы и привязанности,  оставь только одно:  любовь. Пусть это будет любовь к человеку, людям, земле, миру, Истине, пусть это будет любовь к Богу - она одна все оправдает и все вернет. Старайся не погибнуть в этой схватке, ибо нет ничего более противоестественного,  чем смерть победителя.  Но помни слова Кришны: "Счастливы воины, которым дается праведный бой. Перед ними открыта дорога в небо."

Если же тебя постигнет неудача, если отчаяние и усталость отбросят тебя к услаждению тела и "земным радостям", не пугайся, если удар Кармы заставит тебя испить чашу горечи. Это Смерть признает твою временную силу, она боится, она хочет тебя убить. Однако, кем бы ты ни был, живой - ты непобежден. Быть может, ты не великий воин, и штурм - удел сильнейших тебя. Повторяй попытки снова и снова - нет ничего безжалостней упорной осады. Ты не встретишь салютом опьянение золота, но войдешь с достоинством и усмешкой. Какая разница! Перед достигнутой целью все равны.

Есть единственный жизненный акт, дающий временное бессмертие: поднятие знамени. Это вызов, стремление, ясная воля. Что бы ни было целью этого сражения, кроме тебя самого, и чем бы ни была эта цель, ты уже избежал худшего. Единственная, чистая и искренняя любовь - к делу или человеку - даровала тебе временное бессмертие. Что можно сделать плохого после нее? - лишь убить и предложить новый выбор в новом рождении; единственное, чем можно тебе навредить - это заставить начать сначала. Поэтому не пей из источника славы слишком долго: победы живут вечно только на Небе. Лишь бессмертие дает право на воду из ручья жизни, и только бессмертие собственной, до конца подвластной Силы. Вряд ли ты сможешь прийти к нему в одиночку: ищи друзей. Служи миру и людям, чтобы иметь нежданную помощь в урочный час. Не оглядывайся на сделанное - ты господин Сейчас, не имеющий Вчера. Пусть это не земное - привыкай к небесному.

И тогда, поднимая глаза, ты увидишь - Небо возвысилось, Оно не такое, как в годы  детства.  Томительная высота появилась в Нем,  как будто некий Взгляд, глубина по вертикали, невыразимое Присутствие.

И ты поймешь, что пришла Осень.

Нежное золото сменило бушующий жар - сбор урожая;  пора в  дорогу.  Все круче маленький шар под ногами,  и ветры Пространства поют в твою грудь. Готовься: водителей нет,  и не машины повлекут тех, кто сможет идти. Чувства твои идут впереди - они - звери, ищущие дорогу, они предостерегают и пророчествуют. Впередсмотрящие сообщают тебе: осень; это - поэты.

Готовься, будь светел и радостен, и ты не потеряешься в Небе, где уже начинают жечь корабли...

К.Е. Лазарев

Октябрь 1993.